Готические шпили Марамороша

Готические шпили Марамороша

Хустский район, неподалеку проходит Гутинской хребет вулканических Карпат - пограничных гор. Райцентр остается позади. За окнами автобуса вереницей тянутся села: Сокирница, Крайниково, Данилово, Александровка. В каждом, как оберег, как память о прошлых временах, возвышается деревянный храм. Все они (а их всего четыре) на сегодняшний день для карпатского региона являются уникальными своими готическими силуэтами. Недаром правобережье Тисы вблизи Хуста называют «Долиной шедевров».

Сожжена молнией

Четверть тысячелетия назад Марамороский комитат (именно так тогда называлась Хустщина) имел более сотни деревянных храмов. В XIX веке их количество уменьшилось более чем вдвое - на смену пришли каменные. Сейчас в районе осталось четыре деревянные церкви. Термин «готические» здесь весьма условный. Речь идет, скорее, о закарпатских вариации на тему готики. Эти сооружения расположены неподалеку друг друга, в соседних селах. Все четыре - образцы сочетание традиционной украинской архитектуры с западноевропейской. Был и пятый храм, тоже не далеко - в Стебливке, говорят, самый красивый из всех, самый молодой - 1797 года. Сгорел в 1994 году. В здание попала молния, не спас сооружение и громоотвод. Потерянный архитектурный шедевр мирового уровня, увидеть который приезжали туристы из Венгрии и Чехии, уже не вернешь. Но теперь важно сохранить уцелевшие.

Сокирница

Это ближайшее село от Хуста. О том, откуда взялось название поселения, повествует древнее предание. Еще когда на месте современного села был густой лес, пряталась в нем ватага разбойников, грабивших путников на пути из Солотвино в Хуст. Их главарь назывался Сокирко. Захотел он напиться, подъехал к собственноручно выкопанной колодца, а конь вдруг испугался, вздыбился и сбросил всадника просто в глубокий колодец, и он утонул.

Печальные повстанцы только и сказали: «Не колодец себе выкопал Сокирко, а могилу». Засыпали колодец вместе с телом предводителя, а место стали называть Сокирковым колодцем.

В самом центре села, рядом с каменным православным храмом, сельсоветом и почтой, пронизывает высоким шпилем небо деревянная Николаевская церковь. Только и видно с дороги, что этот шпиль - новые сооружения плотным кольцом обступили старенькую церковь. Подходишь ближе - из зеленой тени показывается сначала колокольня в бойкивском стиле, а затем уже и сам храм. На дубовом срубе высечено - 1709.

Правда, специалисты утверждают, будто это только дата перевозки здания из села Шашвар в Виноградовском, где ее построили на сто лет раньше. Ранее в Украине практика покупки церквей была достаточно распространенной. В Сокирнице церковь изменилась: из скромного, крытого соломой здания домашнего типа превратилась в храм со стремительным шпилем. Это уже потом, увидев все четыре церкви, понимаешь, чем отличается Сокирницкая. Она шире и ниже. На стенах снаружи размещена целая коллекция деревянных крестов, а вот росписи интерьеров не сохранились. Храм - единственный из этой четверки - не действующий. Чтобы осмотреть его, ключи нужно попросить у людей, живущих через дорогу.

Михайловская церковь

Соседнее село - Крайниково. Здесь придется немного побродить в поисках церкви, ведь расположена она далеко от трассы. Дорога приведет к каменному храму, рядом с которым возвышается странная постройка, напоминающая то ли космический корабль, то ли рыцаря в блестящих доспехах. Но об этом - позже.

Михайловская церковь возведена из огромных дубовых бревен в 1668 году. Именно на нее ориентировались мастера, когда возводили деревянные храмы в соседних селах. Вокруг - дубы-ровесники. Таких здесь в XVII веке, вероятно, росло немало. Из них и построили храм. Подходим к уютному крыльцу, украшенному резным орнаментом с символическим изображением солнца по центру.

Двое мальчишек соглашаются провести в дом Антона. «Деда Антона все знают!» - Кричат они, подпрыгивая и перегоняя нас. Через несколько минут среди дубов появляется резвая, хотя и сгорбленная фигура. Старые глаза из-под старой шляпы смотрят спокойно и немного устало: дедушка говорит, что туристы иногда заезжают сюда, чтобы полюбоваться храмом. Но состояние сооружения почти катастрофическое. Реставрировали его в 1971 году. Хотя, глядя на зеленую от мха высокую крышу, можно подумать, что святыню не ремонтировали с начала ее существования.

Открытые двери церкви как вход в другую эпоху. Восточную стену покрывают аутентичные росписи XVIII века, наивные и искренние. А какой интересный старый резной иконостас! Дьяк приглашает осмотреть комнату сбоку алтаря: «Да не бойтесь, это только православные не пускают туда женщин, заходите». Здесь уже рассмотреть росписи значительно тяжелее: они выцветшие со временем, стали почти незаметными.

Церковь отдали грекам-католикам несколько лет назад. Община маленькая, каких-то полтора десятка семей, и каждое воскресенье в храм приезжает священник. Не хватает денег на восстановление крыши, громоотвод плохой. А рядом с храмом, как предостережение, скелет раненого молнией дуба.

По словам Антона, если деньги на ремонт найдутся, общество не позволит забелить старые фрески. Это же память веков. Еще в Чехии хотели забрать церковь в Прагу, и забрали бы, если бы не война. А после войны устроили здесь сельский музей.

Выяснилось и происхождение непонятного жестяного сооружения. Колокольню Михайловской церкви (1668) переместили во двор православного храма и покрыли жестью. Видимо, чтобы не донимал вид старого дерева.

Александровка

Именно туда направлялся первый попавшийся остановлен на трассе автобус. Итак, Данилово оставляем напоследок и направляемся на экскурсию в церковь святой Параскевы. Здание видно из далека: храм стоит на невысоком холме, как на постаменте. Исключительно гармоничные формы святыни выглядят рукотворным продолжением мягких невысоких гор, среди которых раскинулась Александровка. Динамическая композиция объемов церкви святой Параскевы растет от четырехколонного низкого крыльца к 25-метровой башне, украшенной декоративными башенками.

Опять долгие поиски ключей. Их следует искать или в учительской или у госпожи Ольги Гарадзей, учительницы истории. Она может провести небольшую экскурсию по церкви. В храме, как и в советское время, размещается сельский музей, куда приводят не только туристов, но и местных школьников. Нетрудно угадать, какие именно экспонаты пользуются в детей наибольшей популярностью. Это не изысканные вышитые рубашки и не старые утюги, собранные в музее. И даже не уникальные росписи с 1799 года, покрывающие почти каждый сантиметр стен церквушки. А стенд с бонами (денежными купюрами), которые в разные времена ходили в Марамороше. Здесь и австро-венгерские и чешские, и румынские, и советские деньги. Через купюры - к знанию истории края. Жаль только, что особенно популярным у мальчишек считается бить окна церкви-музея. Зимой из-за дыры в храм налетает снег, покрывая вешалки с народным нарядом и полки с экспонатами. Хорошо, хоть окна затянули сеткой. Ольга говорит, что в прошлом году встречали гостей из Киева и зарубежья: в церкви проводилась научная конференция. Естественно, по вопросам возрождения храма. Читали доклады, делали обмеры, фотофиксацию, обещали напечатать книгу, посвященную Александровке. Но окна так и стоят не застекленные.

Между тем рассмотрим росписи, выполненные «Стефаном маляром Теребельским», о чем читаем на стене. Невысокое низкое помещение притвора «заселено» фигурами добрых и злых жен, воинственных рыцарей, а еще - четырех чертей-всадников Апокалипсиса. У первого в руках лук, у другого - меч, весы держит третий, а четвертый, под которым конь-призрак, кажется, бежит от разинутой красной пасти, что наставилася из-под земли. Некоторые сюжеты только угадываются, некоторые же прекрасно выделяются на светлом дереве своими коричнево-красными и синими цветами.

Чем ближе к потолку, тем хуже сохранены росписи: слишком сыро. Хотя что-то разглядеть можно, особенно из хоров: вот Голгофа, вот какой-то монстр с десятком ног, а это, кажется, ангел. Потолок тоже расписан, но там уровень сохранения фресок просто жалок. В захристии празднике Николай, Никифор и Иоанн Златоуст рассматривают образцы закарпатского ткачества.

Из всех четырех церквей в александровской четырехъярусный иконостас сохранился лучше. Как и колокольня. И храм на этом месте, говорят, стоял еще в XV веке.

Данилово

Отправляемся пешком в соседнее село Данилово. Башню наивысшей из всех церквей, Николаевской, видно издалека. Строили ее в 1779 году, когда в большинстве соседних сел уже стояли похожие храмы. Стройный конус шпиля господствует над холмом, на котором построили храм.

Павлина Шимон, которая долгие годы проработала в сельском клубе и искренне любит Данилово, ведет к церкви, останавливаясь перед каменным крестом посреди холма. На нем выбита фамилия Шимон. Крест поставили в 1914 году на деньги тех жителей села, которые уехали искать счастье в Америку.

Госпожа Павлина рассказывает, что местной маленькой греко-католической общине церковь передали буквально несколько месяцев назад. Первая служба состоялась третьего апреля - за упокой Иоанна Павла II. Росписи в храме не сохранились, от хорошего барочного алтаря остались лишь фрагменты: приехали еще в советские времена какие-то люди, представившиеся реставраторами и многое забрали. Хорошо, хоть несколько икон осталось.

Хотя были в селе и настоящие реставраторы. В 1965 году заменили старую крышу на новую, а в 1984 году ремонтировали плохонькое крепления креста, мог упасть в любой момент. Никакого строительного леса реставраторы ни использовали, все делали по старинке: поочередно вытягивали на вершину башни три лестницы. Ведь хода туда изнутри храма нет. А рядом с церквью расположена колокольня. Ее использует православная община, чей новый храм смотрит снизу на изысканное деревянное чудо.

Еще в 1980-е годы можно было разглядеть фрески, написанные в первой половине XIX века И. Корнмаером. Но потоки дождевой воды через трухлявую крышу фактически уничтожили их. Лишенные росписей стены украшены рушниками. Павлина Петровна сама ходила по домам старожилов, собирала их для храма. А еще здесь есть коллекция писанок, которая могла бы обогатить и почтенный музей. Госпожа Павлина показывает влажные пятна на коврах: крыша течет, время его менять. И некому этим заняться. Зато громоотвод якобы исправен - может не повторится в Даниловом Стебловской беды.

Время ехать в Хуст. А дома можно будет возвращаться в воспоминаниях и мечтах к удивительной Долины шедевров, надеясь, что в следующий визит в Мараморощину еще удастся увидеть церкви уцелевшими от огня и воды.

2015-12-12   Украина

Читайте также

0 комментариев на тему "Готические шпили Марамороша"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *