Путешествие на Канарские острова

kanar

«И куда вы на этот раз?» «На Канары» «Ууу, богатые ... Это где-то под Америкой, правильно?» Примерно такие диалоги происходили у нас с друзьями перед путешествием на Канарские острова. Потом мне даже пришло в голову провести опрос на тему «Знаете ли вы, где расположены Канары» с привлечением большего количества участников. В итоге, только один ответил, что где-то неподалеку от Африки. С целью ликбеза предлагаю вашему вниманию статью, которая прольет немного света на загадочные и, на самом деле, крайне близкие и доступные для среднестатистического человека Канарские острова.

Расположены они у северо-западного побережья Африки, в 100 км от границы между Марокко и Западной Сахарой. Климат Канар пассатный, в меру жаркий и сухой. На островах нет четко выраженной зимы или лета, поэтому лететь туда одинаково хорошо и в июне, и в январе. Мы выбрали ноябрь - месяц, который у меня ассоциируется с дождями.

По этимологии, Канарские острова в переводе означают «собачьи» (лат. Canis - «собака» и исп. Las Islas Canarias - «собачьи острова»). Древнеримский писатель Плиний Старший, ссылаясь на короля Мавретании (не путать с Мавританией) Юбу ИИ, писал, что когда-то на островах проживало немало здоровенных собак. Поэтому версия, что название архипелага происходит от фамилии птицы ошибочно. Именно канарейка была названа в честь местности, где ее впервые засекли, а не наоборот. Собаки присутствуют на гербе острова и часто находятся на логотипах всевозможных местных компаний. Например, на этикетке местного пива «Тропикал».

Из разнообразия островов для путешествия мы выбрали Гран-Канария - менее облюбованный туристами, чем, скажем, Тенерифе, однако лучше, чем Ла Гомера или Эль Хьеро. В течение перелета было две стыковки - в Милане и Севильи, благодаря чему удалось существенно удешевить билеты.

Наши приключения, как часто бывает, начались еще на полпути к пункту назначения. Сидя в аэропорту Севильи и рассматривая билеты, жена заметила, что в одном из них вместо Украины в графе «гражданство» у нее гордо красуется Уганда. Бронированием занимался я, и поскольку список стран на сайте представлен в алфавитном порядке, очевидно, ошибочно выбрал соседнее государство. Думали, что авиакомпания Раянейр возьмет за исправление недостатки много денег, однако, к нашему приятному удивлению, они очень быстро и бесплатно это исправили.

Гран-Канария, как и ее братья в архипелаге - остров вулканического происхождения (третий по величине и второй по численности населения). Львиную долю его территории составляет не песок и пальмы, как многие себе представляют, а каменистая пустыня.

Интересным фактом является то, что флаг Гран-Канарии, как и украинский, сине-желтый (только разделен наискось). Местрные жители весьма почитают эти цвета, поэтому на улицах очень часто можно встретить сине-желтые дома, бордюры, указатели, свалки или просто людей в сини-желтых футболках.

Наш первый хостел был расположен на берегу океана, до океана всего десяток шагов.

После двух дней купаний-загараний и блаженного отдыха мы взяли курс на юг Гран-Канария - в город Маспаломас. Сам город был забит отдыхающими, на самом деле нас он интересовал мало, главной целью были его окрестности, где расположен кусок Сахары - дюны Маспаломас.

Лас Дюнас де Маспаломас - заповедник, площадь которого составляет 328 гектаров. Дюны, сформированные из морского песка и под действием местных ветров постоянно мигрируют, поэтому местные говорят, что сегодняшний ландшафт никогда не будет похож на вчерашний. Изюминкой мини-пустыни является лагуна с благозвучным названием Рюмка, а океан здесь дополняет почти каждый пейзаж.

Когда мы только пришли, я лихо разулся и решил пройти пустыню босиком, однако раскаленный песок сразу вернул мне трезвое мышление, поэтому обувшись в закрытые тапочки и укутав рот Арафаткой, мы отправились дальше.

Как оказалось, передвигаться по песчаным заносам довольно непросто: постоянно увязаешь, скользишь, еще и плавишся на жаре. Несколько раз наталкивались на потерянную кем-то обувь. Вездесущий песок скрипел на зубах и попадал в глаза (потом мы его еще несколько дней вытряхивали из одежды и рюкзаков). Время от времени на пути попадались спасительные заросли.

В течение такого отдыха мы стали свидетелями еще одной особенности Маспаломаса. Стоим, пьем воду и слышим, что с другой стороны кустарника появляются чьи-то голоса. Через мгновение в поле зрения появляются два пожилых голых тела. Они с улыбкой поглядывают на нас и спокойно идут дальше, а мы с раскрытыми ртами, в которые ветер спешно забрасывает несколько порций песка, проводим их взглядами. Я знал, что где-то неподалеку должен быть нудистский пляж, но чтобы посреди пустыни.

Когда вышли к океану, сразу увидели нудисткий пляж. Кстати, если кто-то думает, что на нудистских пляжах куча красивых мужчин и женщин, поспешу вас разочаровать: сложилось впечатление, что там проходил конкурс на самого страшного человека планеты.

Из флоры на острове, в основном, изобилует молочай (который местное население использует в качестве топлива). Также встречаются немало кустов большого алоэ (страшно представить, если бы такое выросло в доме на подоконнике), а еще - кактусы. Из их плодов местные жители варят варенье, делают всевозможные напитки, сухой ботвой, как и молочаем, отапливают помещения. Однако мы наблюдали и нетрадиционные способы использования этого растения - как препятствия для проезда транспорта на дороге. Кактус здесь уважают и любят настолько, что даже увековечивают в памятниках.

Растут на острове и всевозможные пальмы, куда же без них, а также канарская сосна (Pinus canariensis). Эта красавица нечувствительна к засухе, скупости каменистого грунта и быстро восстанавливается после лесных пожаров. И хотя дерево весьма стрессоустойчиво, его все равно всячески оберегают.

Фауна Гран-Канарии привлекательна тем, что на острове нет хищных зверей. Даже комары, и те какие-то вялые. Местное население разводит овец, коз, мелкую птицу.

Местные жители выращивают овощи и фрукты - помидоры, картофель, перец, бананы и другое. Стоит все это добро в магазинах копейки. Также здесь низкие цены на хамон, рыбу, мясные паштеты, а среди напитков в категории «алкоголь» лидирует вино. Местные жители пьют его вместо компота, а стоимость одной бутылки начинается от 50 евроцентов.

Что касается канарских блюд, то все они, конечно, завязаны на испанской кухне. И что бы не подавали к столу, оно дополняется комплектом соусов. Очень интересно было встретить в меню одного кафе вареный в шелухе картофель с острым соусом мохо Пикон (mojo picon).

Изрядно радуют глаз Канарские горные села, которые не испорчены туристами, преимущественно состоящие из одной-двух улочек, без магазинов, однако с несколькими барами. И хотя теми дорогами транспорт ездит не чаще, чем один автомобиль за полчаса, в селах промаркированы пешеходные переходы, например, от дома до огорода или поляны, где пасутся козы.

Автобусы в высокогорные районы острова ездят дважды в день. Однажды была интересная история. Мы пришли на станцию, я нашел нужного водителя и переговорил с ним о стоимости проезда, расстояние из пункта А в пункт Б, а пока сбегал к скамейке за рюкзаком и женой, то он, толи не поняв меня, или пытаясь наверстать провисший график, закрыл двери и уехал. Следующий же автобус, согласно табличке, прибитой к будке, намечался только на завтрашнее утро. Какие же мы были злые! Однако немного утолив эмоции, закупились в супермаркете продуктами, и пошли загород "стопить". Как следствие - заехали куда хотели, еще и сэкономили 12 евро.

Автостоп на Канарах, несмотря на слабый трафик в горных районах, очень классный. Другое дело, что почти никто из местных не говорит на английском (хотя мы встречали множество школ для его изучения).

В общем местное население весьма приветливо, простодушное и скромное. На нас не пытались нажиться, мы ни разу не почувствовали со стороны Канарцев какой-то навязливости, а тем более агрессии. Также на улицах городов почти нет бродяг и нищих. Мусор, полиция и граффити тоже случаются редко.

В контексте доброты местных жителей стоит вспомнить случай, который произошел с нами в городе Тельде. Однажды вечером мы искали место для ночлега, но ничего путного не нашли. В конце увидели возле трассы какой-то холм, к которому вела грунтовая дорога. Но съезд был перегорожен цепью и свисала табличка «частная территория», однако было видно, что по этому пути уже давно никто не ездил. Сходив в разведку, я выяснил, что заканчивалась эта дорога небольшой пасекой. Вечерело, пчелы уже, судя по всему, дремали, поэтому мы проигнорировали надпись и разбили палатку за поворотом (подальше от ульев, конечно. Поужинали, залезли в спальники и слышим урчание двигателя. Через мгновение палатку пронизывает свет фар.Я в одних трусах вылезаю наружу. Напротив входа стоит Ленд-Крузер и три пасечника спортивного телосложения. Один из них что-то энергично начинает лепетать испанском, но я даю понять, что не понимаю.Тогда другой, на удивление, переключается на английский. Поняв, что мы туристы, парни не стали нас выгонять, просто попросили оставаться не дольше одной ночи и быть осмотрительными с пчелами, пожали руки и уехали.

Еще одним украшением Гран-Канарии является скала Роке Нубло (Roque Nublo), расположенная на горе, высотой 1813 метров над уровнем моря. К ней ведут два маршрута: легкий туристический и сложный, непопулярный среди путешественников. Угадайте, какой вариант мы выбрали для подъема? Конечно, второй. Восхождение заняло 2 часа. Виды, которые открывались глазу за это время, просто красивейшие.

Сама скала достигает высоты 60 метров. Рядом с ней возвышается еще одна интересная достопримечательность - Камень-монах (El Fraile), которая нам чем-то напомнила статую Христа в Рио (только без рук).

Говорят, с вершины горы в хорошую погоду виден соседний остров Тенерифе, а при хорошей погоде умноженной на отличное зрение - Ла Гомера. Во время нашего восхождения было довольно облачно и туманно, поэтому удалось увидеть только близлежащие села и радуги над ними. Кстати, цветные радуги преследовали нас еще несколько дней, даже после возвращения к цивилизации.

Спускались с горы по другому маршруту, который оказался туристическим и неинтересным. Планировали остановиться на ночь возле одного озера, однако когда пришли на место, указанное навигатором, оказалось, что оно почти полностью пересохло. Разочарованные увиденным, мы поспешили дальше и нашли замену - небольшое плато, скрытое соснами от человеческого глаза.

После знакомства с природой и мелкими городками решили наконец посетить и в столицу острова - Лас Пальмас. Интересно, что на Канарах есть две столицы: уже упомянутый Лас Пальмас, а также Санта-Круз (столица Тенерифе).Эти два города возглавляют весь архипелаг поочередно - раз в четыре года.

Если быть откровенным, Лас Пальмас ничем не впечатлил. Обычный мегаполис с большим количеством бутиков, многоэтажек и дорогих автомобилей. Не знаю, у кого поворачивается язык называть его главным центром пляжного туризма на острове, поскольку пляжи хоть и есть, но расположены они в основном рядом с дорогами, портами, какими-то строениями, поэтому удовольствия от отдыха там я не вижу. Однако сам океан, как всегда, прекрасен.

Покидали мы остров, напевая «Эй, вы, Канары, мне приснятся ваши чары ...», а в голове непонятно почему крутилась мысль: я так и не сделал ни одного фото канарейки. Хотя может оно и к лучшему - не будет разрушаться воображение большинства людей о ней, ведь дикая, не испорченная селекционерами, канарейка на самом деле не желтая, а незаметно-серая.